Renault Megane против Fiat Brava


«Опять Renault Megane? Да ведь я только что в Авторевю читал про тест этой машины! Да и Fiat Brava совсем недавно был на испытаниях...» Не хмурьтесь и не переворачивайте страницу. Во-первых, оба эти автомобиля — новинки в сегменте M1 европейского рынка (так называемом «гольф-классе»). Вовторых, оба претендуют на лидерство в своем секторе: Fiat Bravo/Brava сразу же после своего дебюта стал «Автомобилем 1996 года», у Renault Megane есть шансы победить в этом престижном конкурсе и занять место итальянских двойняшек на следующий год. В-третьих, Brava и Мegane, как и их предшественники (Fiat Tipo и Renault 19), расходятся по свету немалыми тиражами и уже докатились до наших дорог. И в конце концов это просто интересные машины, воплотившие в себе передовые конструкторские и дизайнерские идеи!

Но значит ли это, что новые автомобили-одноклассники получились одинаковыми? Конечно, нет. Тогда какие нюансы нужно почувствовать и оценить, чтобы сделать выбор?

КТО БЛИЖЕ К ПРИРОДЕ?

Полтора-два года назад, когда только появились близнецы Bravo/Brava, у всех на устах было словечко «биодизайн». Безусловно, человеку свойственно сравнивать плоды своего труда с творением матушки-природы, и как раз на это время пришелся очередной пик моды на биодизайн. Биодизайном увлекались и японские фирмы, и корейские. Но когда за дело взялся концерн FIAT и явил миру машины Bravo/Brava, то все, что было уже создано на этой ниве, показалось детским лепетом.

И Fiat, и Renault красивы, неповторимы и естественны. Brava, пожалуй, обладает более спокойной и цельной внешностью, а самые запоминающиеся детали — это оригинальные задние фонари. Renault Megane выглядит динамичнее, агрессивнее. И если развивать «природные» ассоциации, то Megane, пожалуй, — это хищник (один «клюв» чего стоит!), а вот Brava — из травоядных.

Оформление салонов тоже чуть-чуть по-разному следует «натуральному» течению. Интерьер Brava — это комбинация привычного и нового, мягких линий и выпуклых поверхностей. Трехспицевая «баранка» вполне традиционна, а на выпуклой центральной консоли уживаются необычная передняя панель магнитолы, несимметричные раздельные пепельница и прикуриватель и привычные строгие дефлекторы вместе с вытянутыми по струнке кнопками включения обогрева стекла и «противотуманок». Словом, интерьер Brava современен и в то же время строг, демонстрируя удачный баланс между традициями и новациями. Настораживает лишь одно — темно-серый салон, массивные боковые стойки и нависающие над головами противосолнечные козырьки создают несколько мрачноватый колорит.

Расцветка салона Renault светлее, и уже поэтому он кажется более приветливым. Форма передней панели здесь необычна. Все это напоминает горный пейзаж. Под козырьком причудливой формы, справа от комбинации приборов есть округлое углубление, где уютно примостились табло электронных часов и две сигнальные лампочки. А рядом с ними — настоящий маленький грот, в который поместится от силы пачка сигарет. Когда автомобиль снабжается магнитолой, то пещерку «затягивает» жидкокристаллический дисплей.

Центральная консоль, как и у «итальянца», тоже вспучилась. Руль с четырьмя спицами-перепонками выглядит словно лапа загадочного земноводного, наружные зеркала торчат на ножках-стебельках, как глаза улитки...

ГДЕ УДОБНЕЕ?

А как дизайнерские изыски совмещаются с требованиями эргономики? Представьте себе, неплохо!

Кресла обеих машин хороши и имеют одинаковый набор регулировок: по высоте подушек, продольную, угла наклона спинки и поясничного подпора. По сравнению с Renault немного подкачали подушки сидений Brava — они то ли коротковаты, то ли угол их наклона маловат, но ногам не хватает поддержки.

«Баранки» удобны и обе имеют регулировку по углу наклона. Педали хорошо расположены и дополнены площадками для отдыха левой ноги. Но орудовать итальянскими педалями чуть-чуть удобнее. Подрулевые симметричные переключатели похожи, но на Brava они функционально перегружены.

Рычаги пятиступенчатых КПП — «на своих местах», ни дальше, ни ближе, но фиатовская форма рукоятки менее удачна.

Кнопками передних электростеклоподъемников и вращающимися рукоятками климатической установки проще оперировать в Brava, поскольку на Renault первые не так удобно расположены на дверных панелях, а вторые в угоду дизайнерским прихотям «смотрят» не на водителя, а в пол. И дверные панели с подлокотниками итальянцам удались больше. Как и комбинация приборов. Brava радует глаз отлично скомпонованными четырьмя дугами лаконичных и внятных шкал. Megane в этом смысле неплох, но простенькие окружности спидометра и тахометра как-то не вяжутся с причудливым окружением.

Обернемся назад. Сдавать задним ходом на французском автомобиле, пожалуй, легче, разве что подголовники задних сидений могут помешать.

А сидеть сзади удобно? Втроем вольготнее в Renault; Brava предоставляет чуть меньше места для плеч и голов сидящих по бокам. Правда, на излишне вертикальную посадку могут пожаловаться пассажиры обеих машин.

А вообще, пора открыть капоты, взглянуть на содержимое моторных отсеков и побыстрее отправиться в путь.

ЧУТЬ БЫСТРЕЕ ИЛИ ЧУТЬ ТЯГОВИТЕЕ?

На длинном, «настроенном» впускном коллекторе мотора Brava красуется надпись 16V, а французам, видать, нечем похвастаться, кроме injection electronique — электронного впрыска. Конечно, два клапана на цилиндр дешевле четырех, но, может быть, не только экономические соображения заставили искушенных в своем деле мотористов Renault снабдить все хэтчбеки Megane только восьмиклапанными двигателями?

Поворачиваем в замках зажигания ключи со встроенными иммобилайзерами и заводим моторы, чтобы устроить «конкурсный» старт с места. Пока автомобили прогреваются и выстраиваются на линии, замечаем одну особенность: Brava трогается резво, но стоит чуть «недокрутить» мотор и порезче бросить педаль сцепления, как рывки и дергания возвестят об ошибке. Так и заглохнуть недолго... А Megane трогается с малых оборотов охотнее и плавнее. (Хотя «теоретически» должно бы быть наоборот, ведь фиатовский мотор — 16клапанный.)

Отмашка ассистента — старт! Короткий шелест буксующих шин Pirelli. Сначала лидерство захватывает восьмиклапанный и менее мощный Megane. Зато потом Brava берет реванш — бодрый разгон, сопровождающийся немного назойливым голоском «разговорчивого» двигателя, выводит Fiat на полкорпуса вперед. Этот шестнадцатиклапанник очень резв и позволяет «выкручивать» каждую передачу до 7000 об/мин, а ограничитель оборотов мотора Renault срабатывает раньше, в районе 6200 об/мин.

Поездки в разных режимах подтвердили первые впечатления. Да, «итальянец» чуть более темпераментен, а характер французского двигателя поспокойнее, здесь нет того вихря на высоких оборотах, свойственного мотору Fiat. Но «внизу» мотор Renault чуть более отзывчив на действия педалью газа и чуть более удобен в управлении тяговой силой.

Замечаете, как часто нам приходится употреблять слова «чуть», «немного»? Разница действительно невелика! Оба двигателя хороши, обладают прекрасной эластичностью и тягой на низких оборотах. Нам, например, ЧУТЬ больше понравился Megane, но наверняка найдутся горячие головы, которые согласятся немного проиграть в удобстве ради возможности вырваться на пару метров вперед при интенсивном разгоне.

Связаны ли эти небольшие различия в динамике с подбором передаточных чисел? Не уверены, хотя, будь они «покороче», Fiat облегчил бы управление тяговой силой. Кстати, орудовать рычагом КПП «итальянца» удобнее: и избирательность, и четкость включения здесь получше.

Brava: сложить можно или левую треть заднего сиденья (при этом поперечина останется), или все целиком

О ТОРМОЗАХ И... ШИНАХ

Мы оказались в роли тех покупателей, которые не стали доплачивать за АБС в приводе тормозов, предлагаемую как дополнительное оборудование. Зато нам легче оценить влияние шин на тормозную динамику. Fiat был «обут» в шины Pirelli Р4000 размерности 185/65 R14, a Renault — в Pirelli Р2000 175/70 R13. Разница оказалась существенной.

Тормоза обеих машин великолепны. Конструкторы нашли оптимальный баланс перемещения педали, ее реактивного действия и отклика машины. Это позволяет отлично «слышать ногой» и контролировать интенсивность замедления. А в том, что Megane чуть раньше срывался в блокировку при интенсивном торможении, виновата меньшая площадь (и, возможно, иная форма) пятна контакта шин с дорогой.

ЧУТЬ ОСТРЕЕ ИЛИ ЧУТЬ ПРИВЫЧНЕЕ?

«Вот — новый поворот...» — мурлыкали мы под нос, подъезжая к знакомой извилистой дорожке. Время атаковать повороты!

Управляемость Brava заслуживает всяческих похвал. Fiat обладает отточенной характеристикой поворачиваемости, которая воспринимается как нейтральная. С радостью повинуясь повороту руля, машина идеально «пишет» траекторию. Быстрее! Машина, ни секунды не мешкая, охотно заныривает в следующий вираж, отлично понимая, чего от нее хотят. Уже и скольжению пора начинаться, а Brava, благодаря помимо всего прочего идеальному распределению уводов передних и задних шин, четко прописывает кривую. Еще быстрее! Машина начинает скользить, но всеми четырьмя колесами одновременно, просто переходя на дугу большего радиуса. Теперь сбрасываем газ, и Brava послушно возвращается внутрь поворота. Но... Внимание! Когда ошибка в определении скорости на входе в вираж слишком велика, Brava начнет уходить наружу поворота, скользя главным образом передней осью, предательски игнорируя сброс газа и доворот руля.

Megane: сиденье складывается по частям независимо, но площадка получается неровной

И еще одно омрачающее картину обстоятельство в характере Brava. Это рулевое управление, почти лишенное реактивного действия. Наверное, многими это воспринимается, как удобный «легкий» руль, но нас такая слабая реакция на поворот руля столь же огорчает, как доктора — нитевидный пульс, еле прощупываемый у здорового с виду пациента. Ведь для активного вождения информация о том, что происходит с передними колесами, нужна как воздух...

Некоторые технические характеристики (данные производителей)

Параметр

Fiat Brava

Renault

1,6 16V

Megane 1,6

Двигатель

Тип

бензиновый, с впрыском

Число и расположение цилиндров

4, в ряд

Рабочий объем, куб. см

1581

1598

Диаметр цилиндра/ход поршня, мм

86,4/67,4

79,5/80,5

Степень сжатия

10,2

9,7

Максимальная мощность,

ЕСЕ, кВт/л. с./об/мин

76/103/5750

66/90/5000

Максимальный крутящий

момент, ЕСЕ, Нм/об/мин

144/4000

137/4000

Трансмиссия

Тип

механическая

Привод

на передние колеса

Передаточные числа

1

3,91

3,73

2,24

2,05

III

1,52

1,32

IV

1,16

0,97

V

0,97

0,79

3.x.

3,91

3,55

Гл. пара

3,35

3,87

Колеса

Шины

185/60 R14

175/70 R13

Диски

6 J х 14

5,5 В X 13

Темперамент

Максимальная скорость, км/ч

180

184

Время разгона 0—100 км/ч, с

11,5

11,5

Экономичность

Расход топлива, ЕСЕ, л/100 км

при 90 км/ч

5,6

5,2

при 120 км/ч

7,5

6.9

городской цикл

9,5

8,5

Емкость топливного бака, л

50

60

Megane в этом отношении лучше. Усилие на руле всегда подскажет, что происходит с машиной — куда направлены передние колеса, скользят они или еше нет.

Хотя в целом характер поведения Renault — менее рафинированный, но более простой и понятный. Машина чуть упирается при входе в вираж, проявляя некоторую недостаточную поворачиваемость. Из-за узких шин Megane начинает скользить раньше, чем Brava, но зато все происходит плавно, понятно и всегда предсказуемо. Если человек за рулем Megane знаком с управлением переднеприводными машинами в близких к предельным режимах, то никаких проблем не будет — Renault послушно «ввинчивается» в поворот с заносом задней оси под сброс газа и уходит наружу передними колесами под тягой.

Нюансы характеров обеих машин ощущаются и на прямой, при быстрой езде по шоссе.

Megane спокойно, без лишней остроты реагирует на повороты руля, вселяя в водителя ощущение надежности: «Надо перестроиться? Ну что же, хозяин, перестроимся, коли не шутишь...»

Fiat Brava в похожих ситуациях откликается на руление гораздо острее, и это заставляет строже контролировать траекторию. И дело, похоже, не в «остроте» самого рулевого управления (оно здесь, пожалуй, в самый раз), а опять в той самой нейтральной поворачиваемосии, готовности к любому маневру, так радующих в поворотах. Вдобавок Brava на пологих неровностях дороги изрядно раскачивается вверх-вниз, что тоже заставляет сильнее ежимать «баранку». В чем дело, может быть, подвеска слишком мягкая?

ЕЩЕ РАЗ ОБ АДАПТИРОВАННОЙ ПОДВЕСКЕ

Увы, нет. Fiat Brava огорчил нас плавностью хода и сильными вибрациями. Подвеска машины «усилена» для плохих покрытий, но с точки зрения комфорта ничего, кроме ухудшения, это не принесло. Мы вспомнили наш недавний тест амортизаторов для «восьмерки», когда с некоторыми амортизаторами машина становилась жесткой и раскачивающейся одновременно. Тем же страдает и адаптированный Fiat. Его подвеска передает на кузов, сиденья, руль и педали все толчки и удары от неровностей дороги.

Конечно, подвеска Renault тоже не идеальна, но она все же лучше сглаживает дорожные неровности, передавая на кузов толчки более мягко, «округло».

А как же возросшая энергоемкость, главная цель адаптации подвески Fiat? Нам пока что нечего ответить на этот вопрос: мы не почувствовали, что неадаптированный Megane хуже переносит удары от крупных ям и колдобин.

Насколько «разговорчивы» автомобили? По части шумности они одинаково хороши и заслуживают всяческих похвал. Конечно, в салоны пробивается и голосок мотора (у каждого — свой), и шум от дороги, но совсем немного. Во всяком случае, эти звуки не помешают нам по пути в наш гараж обсудить результаты теста.

КОТОРЫЙ ЛУЧШЕ?

Brava или Megane? Какой из новейших пятидверных хэтчбеков порекомендовать в качестве лучшего выбора? Прекрасная управляемость, отличная динамика и высокие предельные возможности — это сильные стороны Fiat Brava.

Высочайшая надежность управления и больший комфорт — не менее убедительные аргументы Renault Megane.

И все же эти автомобили настолько близки по совокупности качеств, отличаясь лишь «по чуть-чуть» по тем или иным параметрам, что мы на сей раз даже решили не приводить экспертные оценки, ибо почти по всем пунктам стояло бы 4,5 или 5 баллов.

На этом фоне очень важны цены.

Brava 1,6 EL в базовой комплектации за $20900 выглядит гораздо привлекательнее, чем «стандартный» Megane 1,6 RT без особых «наворотов» за $22500. (Обе цены — розничные, с учетом таможенной очистки.)

Впрочем, не менее важным аргументом все чаще оказывается дизайн. И уж тут — что кому милее...

А. ДИВАКОВ Л. ГОЛОВАНОВ Фото Л. Голованова










Описание автомобиля
Идентификационные данные на табличках
Топливо
Масло двигателя
Карта Рено
Запасной ключ
Звуковые сигналы-напоминания
Запирание и отпирание дверей
Автоматическое запирание дверей
Блокировка пуска двигателя
Приборная панель
Приборы и контрольные лампы
Руль
Наружные зеркала
Салонное зеркало заднего вида
Аварийка
Использование осветительных приборов
Стеклоочистители и стеклоомыватели
Ограничитель скорости
Сидения
Ремни безопасности
Подушки безопасности
Устройства безопасности
Часы
Стеклоподъёмники
Люк крыши
Задняя шторка
Свет в салоне и дверях
Вещевые отделения
Пепельница, прикуриватель, розетка
Вентиляционные дефлекторы
Управление кондиционером
Климат контроль
Запуск двигателя
Остановка двигателя
Усилитель рулевого управления
Система поддержания курсовой устойчивости ESP
Антипробуксовочная система (ASR)
ABS
Система контроля скорости
Контроль давления воздуха в шинах
Капот
Аккумулятор
Запаска
Инструменты и принадлежности
Колёсные колпаки
Как поменять колесо
Шины
Замена галогенных ламп фар
Предохранители
Как завести с помощью прикуривания
Батарейка карты Рено
Дворники
Буксир
Таблицы, данные, объёмы