Пользование микрометром при ремонте двигателя

Измерения и расчеты, выполняемые при ремонте двигателей

Цель ремонта двигателя, независимо от того, что конкретно ремонтируется, — восстановить допуски параметров двигателя до технических требований, установленных заводом-изготовителем. При любом ремонте двигателя производятся измерения. Специалист автосервиса обязан производить измерения дважды:

• Необходимо производить обмер частей ремонтируемого двигателя с целью проверки их соответствия заводским техническим требованиям и необходимости в их восстановлении.

• Прежде чем приступать к сборке ремонтируемого двигателя, необходимо производить обмер запасных частей и поверхностей, прошедших механическую обработку в процессе ремонта, с целью проверки соответствия их размеров требуемым.

МИКРОМЕТР

При техническом обслуживании и ремонте двигателя самым необходимым и чаще всего используемым измерительным инструментом является микрометр (рис. 11.1). Барабан вращается на цилиндрической ручке (стебле) микрометра на винте с микрометрической резьбой, имеющей сорок витков на дюйм. При каждом обороте барабана шпиндель микрометра перемещается на расстояние 0,025 дюйма. Барабан размечен по периметру на 25 одинаковых секторов. Таким образом, повороту измерительного барабана на одно деление соответствует перемещение шпинделя на 0,001 дюйма. Все микрометры должны регулярно проходить метрологическую поверку (рис.11.2).

Рис. 11.1. Примеры типичных микрометров, используемых для контроля геометрических размеров

Рис. 11.2. Все микрометры необходимо поверять и, при необходимости, калибровать, используя для этого эталонный стержень

Как пользоваться микрометром

Ил. 20.1. Этот большой деревянный макет служит для демонстрации того, как пользоваться микрометром. Неподвижный корпус называется стеблем

Ил. 20.2. Подвижная часть микрометра называется барабаном

Ил. 20.3. Для снятия показаний микрометра по длине стебля нанесены риски с шагом 0,025 дюйма, промаркированные числами через каждую 0,100 дюйма

Ил. 20.4. По периметру барабана равномерно расставлены 25 рисок, каждая соответствует 0,001 дюйма

Ил. 20.5. За сорок оборотов барабан перемещается на один дюйм. Таким образом, за один оборот барабан перемещается по стеблю микрометра на 0,025 дюйма (1,000 дюйм, деленный на 40, дает в результате 0,025 дюйма)

Ил. 20.6. Следовательно, для считывания показания микрометра необходимо считать показание на стебле микрометра и показание на барабане и сложить их

Ил. 20.7. За один оборот барабан смещается по ручке на одно деление, нанесенное на ней. Цена одного деления составляет 0,025 дюйма. Четыре деления составляют 0,025 х 4 = 0,100 дюйма. Напротив соответствующей риски на стебле стоит цифра "1", означающая одну тысячную дюйма

Ил. 20.8. В этом положении измерительного механизма видна одна риска на стебле микрометра, и риска на барабане, отмеченная цифрой "О" совпадает с линией шкалы, нанесенной на стебле микрометра, что означает, что барабан совершил полный оборот сверх 0,025 дюйма. Вторая риска на стебле микрометра находится под самым краем измерительного барабана. Это показание означает 0,050 дюйма

Ил. 20.9. При повороте барабана на одно деление показание микрометра увеличивается на одну тысячную дюйма и становится равным 0,051 дюйма (0,025 дюйма х 2 + 0,001 дюйма с барабана = 0,051 дюйма)

Ил. 20.10. Барабан был повернут на много оборотов пока на стебле не открылась цифра "1", означающая 0,100 дюйма (сто тысячных) плюс еще одна риска на стебле, означающая еще 0,025 дюйма (25 тысячных), плюс барабан стоит в таком положении, в котором риска на нем, отмеченная числом "10", совместилась с линией шкалы, нанесенной на стебле микрометра, что означает еще 0,010 дюйма (десять тысячных). Таким образом, это показание микрометра означает 0,135 дюйма (100+ 25+ 10= 135)

Ил. 20.11. Это показание означает 0,315 дюйма (0,300 на гтрбпо микоометра плюс 0,015 на барабане)

Ил. 20.12. Одна тысячная дюйма записывается как 0,001 дюйма, а 920 тысячных дюйма — как 0,920 дюйма

Измерение геометрических параметров коленчатого вала

Шейки шатунных и коренных подшипников коленчатого вала, как правило, отличаются по размерам. И те, и другие необходимо обмерять, проверяя на овальность и конусность (рис. 11.3).

Измерение овальности

Профиль шейки измеряется не менее чем в двух поперечных сечениях по ее длине. Измерение диаметра в каждом сечении производится через каждые 120 градусов по периметру профиля шейки, под одинаковыми углами. В примере, показанном на рис. 11.4, производится всего шесть измерений. Расчет овальности шейки производится путем вычисления разницы между наибольшим и наименьшим результатами измерений.

Поперечное сечение А:

2,0000 - 1,9995 = 0,0005 дюйма;

Поперечное сечение Б:

2,0000 - 1,9989 = 0,0011 дюйма;

Но результатам измерений максимальная величина овальности выявлена в поперечном сечении А и составляет 0,0011 дюйма. Этот результат и следует

Рис. 11.3. Измерение овальности и конусности шатунной шейки коленчатого вала с помощью микрометра

использовать для сравнения с заводскими техническими требованиями с целью определения необходимости в механической обработке детали.

Измерение конусности

Для определения конусности шейки сравниваются диаметры, измеренные в поперечных сечениях А и Б под одинаковым углом, и вычисляется разность между ними. Например:

Поперечное Поперечное сечение А сечение Б

2,0000 - 2,0000 = 0,0000

1,9999 - 1,9999 = 0,0000

1,9995 - 1,9989 = 0,0006

Максимальная разность между результатами измерений составляет 0,0006 дюйма — она характеризует конусность шейки и сравнивается с заводскими техническими требованиями.

Рис. 11.4. Измерение геометрических параметров шейки коленчатого вала. Каждую шейку необходимо измерить не менее чем в шести позициях: в поперечном сечении А и поперечном сечении Б через каждые 120 градусов по периметру профиля шейки, под одинаковыми углами

Рис. 11.5. Овальность шейки распределительного вала определяется по результатам трех измерении в одном поперечном сечении шейки — через каждые 120 градусов по периметру профиля шейки

Измерение геометрических параметров распределительного вала

Шейки распределительного(ых) вала(ов) также проверяются на овальность и конусность путем измерения с помощью микрометра и сравнения результатов с техническими требованиями завода-изготовителя (рис. 11.5).

ПРИМЕЧАНИЕ

В двигателях с верхним расположением клапанов и нижним расположением распределительного вала шейки распределительного вала делаются часто с уменьшением диаметра по направлению к заднему концу двигателя. В двигателях с верхним расположением распределительного вала шеики распределительного вала имеют обычно одинаковый диаметр.

Высота вершин кулачков распределительного вала также измеряется с помощью микрометра, как показано на рис. 11.6, и сравнивается с заводскими техническими требованиями.

Рис. 11.6. Распределительный вал проверяется на степень изношенности путем измерения с помощью микрометра высоты вершин кулачков










Проверка, слив и заправка масла
Замена масляного фильтра
Проверка давления масла
Замена воздушного фильтра
Замена корпуса воздушного фильтра
Слив топлива из бака
Снятие поддона картера двигателя
Многофункциональный кронштейн
Замена приводного ремня
Замена ремня ГРМ (K4J)
Замена ремня ГРМ (F4R)
Снятие двигателя К4М
Снятие двигателя F4R
Замена прокладки ГБЦ (К4J, K4M)
Разборка ГБЦ (К4J, K4M)
Переборка блока цилиндров (К4J, K4M)
Восстановление шатуна
Подгонка шатунов по массе
Балансировка коленчатого вала
Шатунно-поршневая группа
Сборка нижней части двигателя
Установка сальников коленчатого вала
Прокладки корпусов форсунок
Регулятор давления топлива
Клапан давления наддува
Система топливоподачи
Топливный фильтр
Топливораспределительная рампа
Бензонасос (проверка)
Топливный бак (устройство)
Замена топливного бака
Замена топливного насоса
Система впрыска
Фазорегулятор распределительного вала
Сигнальные лампы
Связь системы впрыска и климатической установкой
Частота вращения холостого хода
Состав топливной смеси (F4R, K4M)
Фазорегулятор распределительного вала
Кислородные датчики
Датчик педали газа
Датчик коленвала
ЭБУ система
Блок дроссельной заслонки
Чистка блока дроссельной заслонки
Система впуска и выпуска
Впускной коллектор
Выпускной коллектор
Система охлаждения
Радиатор
Система снижения токсичности
Адсорбер
Система вентиляции картера
Каталический нейтрализатор
Дополнительный глушитель
Основной глушитель
Тех. характеристики двигателей для диагностики системы впрыска
Система впрыска бензиновых двигателей
Тех. характеритики, данные, настройки, моменты затяжки, таблицы
Пользование микрометром при ремонте