Шатунно-поршневая группа


Установка вкладышей шатунных подшипников


Рисунок 2.168. Вкладыш без усика

Двигатель оснащен вкладышами без усика (Рисунок 2.168).
Вкладыши устанавливаются с помощью приспособления (Mot. 1492).
Выберете держатель вкладыша в соответствии с моделью двигателя (модель двигателя указана на кронштейне).


Рисунок 2.169. Установка держателя вкладыша в паз опоры: 1 – держатель вкладыша; 2 – маркировка модели двигателя; 3 – паз опоры

Установите держатель вкладыша в паз опоры (Рисунок 2.169).
Установите шатун на специальное приспособление.


Рисунок 2.170. Установка шатуна на специальное приспособление: 1 – нижняя часть верхней головки шатуна

Прижмите нижнюю часть верхней головки шатуна к центровочному штифту (Рисунок 2.170).


Рисунок 2.171. Установка вкладыша на опору: 1 – вкладыш

Установите вкладыш на опору (Рисунок 2.171).


Рисунок 2.172. Направление перемещения опоры вкладыша

Толкайте опору вкладыша в направлении, показанном на рисунке 2.172 стрелкой, она не зайдет до упора в кривошипную головку шатуна.
Извлеките опору вкладыша из кривошипной головки шатуна и повторите операции с остальными шатунами.


Рисунок 2.173. Упор крышки шатуна в выступах на опоре: 1 – вкладыш; 2 – опора

Уприте крышку шатуна в выступы на опоре (Рисунок 2.173).


Рисунок 2.174. Установка шатунного вкладыша на опору

Установите шатунный вкладыш на опору вкладыша (Рисунок 2.174).
Толкайте держатель вкладыша в направлении, показанном на рисунке 2.174 стрелкой, до тех пор, пока держатель вкладыша не зайдет до упора в крышку шатуна.
Извлеките опору вкладыша из крышки шатуна и повторите операции с остальными крышками шатунов.

Сборка шатунов с поршнями

Поршневые пальцы установлены с натягом в верхних головках шатунов и свободно вращаются в бобышках поршней. Используйте комплект (Mot. 574-22) и приспособление (Mot. 574-24).
Визуально проверьте:
– состояние шатунов (скручивание и изгиб);
– чистоту опорных поверхностей крышки и кривошипной головки шатуна.
Используйте плитку для нагрева мощностью 1500 Вт.
Поместите верхние головки шатунов на плитку.
Убедитесь в том, что верхние головки шатунов соприкасаются с плиткой по всей поверхности.


Рисунок 2.175. Нагрев оловянного припоя на каждой головке шатуна

На каждую головку шатуна положите (в качестве индикатора температуры) кусочек оловянного припоя в точке, показанной на рисунке 2.175 стрелкой, где температура плавления составляет примерно 250 °С.
Нагревайте верхние головки шатунов до расплавления припоя.

ФОТОРЯД - Сборка шатунно-поршневого узла

Ил. 31.1. Нагревательная установка, используемая для нагрева верхней головки шатуна

Ил. 31.2. Перед началом сборки устанавливают поршень в необходимое положение в зажимном приспособлении и юстируют стопор поршневого пальца

Ил. 31.3. Вставляют шатун верхней головкой в нагревательный элемент. Шатун необходимо устанавливать в нагревательную камеру так, чтобы правильно сориентировать его при установке в поршень. Обязательно выясните в заводском руководстве по техническому обслуживанию правильную ориентацию шатуна в поршне

Ил. 31.4. После перепроверки и полной готовности к выполнению операции включают нагревательную установку. Индикатор загорается, показывая, что нагреватель включен

Ил. 31.5. Рядом с индикатором включения нагревательной установки стоит регулятор таймера нагрева, с помощью которого устанавливается необходимая продолжительность нагрева шатуна

Ил. 31.6. Витки спирали электрического нагревательного элемента раскаляются докрасна в процессе нагревания верхней головки шатуна

Ил. 31.7. В ожидании того момента, когда верхняя головка нагреется до требуемой температуры, автомеханик практикуется в установке поршневого пальца в поршень с помощью установочной оправки.

Ил. 31.8. После того как индикатор нагрева погаснет, у автомеханика остается всего несколько секунд на то, чтобы вынуть шатун из нагревательной установки и вставить поршневой палец, прежде чем верхняя головка шатуна остынет

Ил. 31.9. Автомеханик захватывает шатун за нижнюю головку и выставляет его в поршне

Ил. 31.10. Как только шатун выставлен в поршне, в посадочное отверстие вводится поршневой палец

сборка шатуна и поршня

Ил. 31.11. После остывания шатуна в течение нескольких минут шатунно-поршневой узел вынимают из зажимного приспособления

Ил. 31.12. После полного остывания шатунно-поршневой узел проверяется на правильность сборки

Поршневые пальцы

Проверьте, свободно ли вращаются поршневые пальцы в бобышках соответствующих новых поршней.
Используйте центрирующую оправку С13 и монтажную оправку А13 из комплекта (Mot. 574-22) для поршневых пальцев без буртика.
Используйте центрирующую оправку С13 и монтажную оправку А13-01 из комплекта (Mot. 574-24) для поршневых пальцев с буртиком.


Рисунок 2.176. Установка поршневого пальца на монтажную оправку: 1 – поршневой палец; 2 – монтажная оправка; 3 – центрирующая оправка

Установите поршневой палец на монтажную оправку и заверните центрирующую оправку до затяжки сборки (Рисунок 2.176).
Отверните на четверть оборота монтажную оправку.

Установка положения поршней

Поршни маркированы меткой «V» на головке, которая должна располагаться со стороны маховика.
Расположите головку поршня меткой «V» вверх.


Рисунок 2.177. Установка поршневого пальца на монтажную оправку: 1 – метка; 2 – усик шатунного вкладыша

Направьте стопорный усик шатунного вкладыша вниз (рис 2.177).

Сборка поршня и шатуна


Рисунок 2.178. Установка поршня на кольцо: 1 – кольцо; 2 – зажим

Установите на призму кольцо В10 и поршень с опорой на кольцо (ориентированный в правильном положении) и скрепите все детали зажимом (Рисунок 2.178).
Убедитесь, что отверстие поршневого пальца совпадает с отверстием кольца В10.
Смажьте центрирующую оправку и поршневой палец моторным маслом.
Вставьте поршневой палец в сборку и проверьте, свободно ли он вращается. При необходимости отцентрируйте поршень.
Следующие операции нужно выполнить быстро, чтобы не допустить охлаждения головки шатуна.
Когда кусочек припоя достигнет температуры плавления (превратится в каплю):
– удалите каплю припоя;
– вставьте центрирующую оправку в поршень;
– вставьте правильно ориентированный шатун в поршень;
– быстро опустите поршневой палец до упора центрирующей оправки в дно приспособления.
Убедитесь в том, что поршневой палец не выступает из поршня при любых положениях шатуна.

Установка или замена поршневых колец

Поршневые кольца подобраны по поршню и должны свободно перемещаться в канавках поршня.


Рисунок 2.179. Установка поршневых колец

Соблюдайте направление установки колец (метка ТОР направлена вверх) (Рисунок 2.179).
Соблюдайте положение замка каждого кольца.

ФОТОРЯД - Замена поршневых колец

Ил. 28.1. Для подгонки поршневых колец к конкретному цилиндру необходимы новые поршневые кольца, расширители поршневых колец, специальный инструмент для очистки канавок поршневых колец и приспособление для шлифовки замков поршневых колец

Ил. 28.2. С помощью расширителя старые кольца снимают с поршня

Ил. 28.3. Канавки поршневых колец тщательно очищают с помощью специального инструмента

замена поршневых колец

Ил. 28.4. Дренажные отверстия в канавке маслосъемного кольца обязательно очищаются

Ил. 28.5. При установке поршневых колец в поршни необходимо убедиться в правильности сборки шатунно-поршневого узла. На шатуне обязательно должна быть маркировка, указывающая, в каком цилиндре двигателя он должен стоять

Ил. 28.6. Необходимо проверить новые поршневые кольца на соответствие по размеру и назначению. Для этого с помощью справочных инструкций необходимо расшифровать маркировку, нанесенную на новые кольца

как надеть кольцо на поршень

Ил. 28.7. Вертикальный зазор между поршневым кольцом и канавкой измеряется с помощью калиберного щупа. Результаты измерений сравниваются с техническими требованиями завода-изготовителя (которые обычно находятся в пределах от 0,001 до 0,003 дюйма)

Ил. 28.8. Для проверки ширины замка поршневое кольцо вставляется в соответствующий цилиндр и выравнивается в нем с помощью перевернутого поршня

Ил. 28.9. С помощью калиберного щупа измеряется ширина замка поршневого кольца. Результаты измерений сравниваются с техническими требованиями завода-изготовителя (обычно составляют 0,004 дюйма на каждый дюйм диаметра расточки цилиндра)_

запрессовывание кольца на поршень

Ил. 28.10. Если зазор в замке поршневого кольца слишком узок, с помощью приспособления для шлифовки замков поршневых колец он доводится до необходимой ширины

Ил. 28.11. С помощью расширителя поршневых колец новые кольца монтируются на поршень

Ил. 28.12. Перед установкой поршня в цилиндр обязательно необходимо проверить, что замки поршневых колец расставлены по окружности поршня в соответствии с заводскими техническими требованиями









Проверка, слив и заправка масла
Замена масляного фильтра
Проверка давления масла
Замена воздушного фильтра
Замена корпуса воздушного фильтра
Слив топлива из бака
Снятие поддона картера двигателя
Многофункциональный кронштейн
Замена приводного ремня
Замена ремня ГРМ (K4J)
Замена ремня ГРМ (F4R)
Снятие двигателя К4М
Снятие двигателя F4R
Замена прокладки ГБЦ (К4J, K4M)
Разборка ГБЦ (К4J, K4M)
Переборка блока цилиндров (К4J, K4M)
Восстановление шатуна
Подгонка шатунов по массе
Балансировка коленчатого вала
Шатунно-поршневая группа
Сборка нижней части двигателя
Установка сальников коленчатого вала
Прокладки корпусов форсунок
Регулятор давления топлива
Клапан давления наддува
Система топливоподачи
Топливный фильтр
Топливораспределительная рампа
Бензонасос (проверка)
Топливный бак (устройство)
Замена топливного бака
Замена топливного насоса
Система впрыска
Фазорегулятор распределительного вала
Сигнальные лампы
Связь системы впрыска и климатической установкой
Частота вращения холостого хода
Состав топливной смеси (F4R, K4M)
Фазорегулятор распределительного вала
Кислородные датчики
Датчик педали газа
Датчик коленвала
ЭБУ система
Блок дроссельной заслонки
Чистка блока дроссельной заслонки
Система впуска и выпуска
Впускной коллектор
Выпускной коллектор
Система охлаждения
Радиатор
Система снижения токсичности
Адсорбер
Система вентиляции картера
Каталический нейтрализатор
Дополнительный глушитель
Основной глушитель
Тех. характеристики двигателей для диагностики системы впрыска
Система впрыска бензиновых двигателей
Тех. характеритики, данные, настройки, моменты затяжки, таблицы
Пользование микрометром при ремонте