RENAULT MEGANE
 
Руководство по ремонту Рено Меган
 

Эксплуатация  |  Двигатель  |  Трансмиссия  |  Ходовая  |  Рулевая  |  Тормоза  |  Электрооборудование  |  Кузов  |  Электросхемы

Megane купе и хэтчбэк - одного поля ягоды



Renault Megane, похоже, превращается в самое «плодовитое» семейство автомобилей, разработанных на одной платформе. В ближайшее время будет уже шесть различных типов кузовов на одной агрегатной базе — хэтчбек, купе, седан, универсал, кабриолет и однообъемный автомобиль. Солидное поле для размышлений о том, какой же Megane приобрести. Но пока на этом широком поле созрело только две «ягодки» — автомобили с кузовами хэтчбек и купе, еще две — седан и однообъемник —дозревают. Спелые ягодки мы и решили попробовать на вкус: насколько они сочные и аппетитные?



ЯГОДА-МАЛИНА

Хэтчбек хорош собой! С одной стороны, в его внешности нет каких-либо нестандартных дизайнерских решений. С другой — нет и намека на увлечение модным нынче «биодизайном». Megane вообще не из простачков: машина блещет изяществом линий и удачными пропорциями.

Вас заметят сразу! Внимание в первую очередь привлекут рельефные «ноздри», образованные «клювом» капота и чуть прищуренными фарами. Не останутся без внимания характерная ниспадающая линия крыши, изящный изгиб задних боковых дверей, необычная форма задних фонарей. Словом, Megane не спутают ни с каким другим автомобилем, даже если прошлой ночью его фирменная ромбовидная эмблема пополнила собрание одного из коллекционеров автомобильной геральдики.

Внутреннее убранство — в унисон с экстерьером. Похоже, любимой фигурой дизайнеров еще со школьного возраста остался эллипс: все панели, клавиши и рычажки решены в плавно-округлом стиле. Современно и глазу приятно.

В то же время нельзя сказать, что салон машины пленяет красотой. Скорее, он достаточно сдержан и в меру практичен. Заметное оживление вносит разве что цветовое решение обивки сидений, дверных панелей и потолка: везде господствуют мягкие зеленоватосерые тона, выгодно подчеркнутые незамысловатым орнаментом. Причем двухцветное решение панели приборов прекрасно гармонирует с остальными элементами салона.

Сиденья оставили двоякое впечатление. Обволакивающие, мягкие, приятные глазу, они практически лишены боковой поддержки, но при этом неплохо распределяют нагрузку от тела.

В комплектации RT сиденья снабжены четырьмя регулировками: продольной, по высоте, по углу наклона спинки и подпора в поясничной области. Последнее оказалось весьма кстати — уж очень аморфные у этого автомобиля «стулья». Диапазоны регулировок широки и вместе с регулировкой рулевого колеса по углу наклона позволяют водителю разместиться на рабочем месте практически идеально.

Панель приборов традиционна: спидометр, тахометр, указатели температуры охлаждающей жидкости и запаса топлива плюс контрольные лампы. А вот расположение трех вращающихся рукояток системы отопления и вентиляции озадачило. На наш взгляд, дизайнеры слишком увлеклись «кривизной» передней панели, а эргономисты посмотрели на забавы коллег сквозь пальцы. В результате эти рукоятки оказались расположенными очень низко и к тому же на отрицательно наклоненной поверхности — так что прочитать на ходу обозначения рукояток вряд ли удастся да и вращать их не очень удобно.

Зато подкупают малые усилия на педалях и других органах управления. Создатели наверняка думали о слабой половине человечества.

Попасть на заднее сиденье легко: задние боковые двери очень широки. Здесь комфортно разместятся два взрослых человека. Правда, если их рост выше среднего, то жизнь им омрачит эффектная (снаружи) крыша, которая неприятно нависает над головой.

Дизайн и внутреннее убранство машины понравились. В общем, «ягода-малина нас к себе манила».

КЛУБНИЧКА

Купе оказалось азартнее, задористей, интереснее.

Во-первых, это действительно купе! Да-да, это не трехдверный хэтчбек: третьей (задней) двери у машины нет, зато есть отдельный багажник, доступ в который открывает небольшая крышка. Так что дверей у машины всего две.

Во-вторых, несмотря на внешнюю схожесть с пятидверной машиной, Megane Coupe выглядит гораздо агрессивнее. Грозный облик машины помогли создать укороченный задний свес (купе на 20 см короче хэтчбека), более сильный наклон крыши, хищные прорези в переднем бампере и мощные 16-дюймовые колеса.

Яркое впечатление купе производит и при взгляде сзади: здесь главную роль играют круглые задние фонари, аккуратно скомпонованные по обе стороны кузова. Выгодно отличается и интерьер.

Расслабляющие серо-зеленые переливы салона хэтчбека здесь уступили место строгим темным тонам. Устроившись на водительском месте, сразу отмечаем жесткость сиденья. Очень удобное, оно тут же «подхватывает» ваше тело, надежно фиксируя его в своих обьятиях. Интересно, что рукоятка подпора в поясничной области исчезла.

Заметно увеличились усилия на основных органах управления. В первую очередь это заметно при «общении» с педалями акселератора и сцепления, а также с рычагом коробки передач — их перемещения сопровождаются теперь отменной обратной связью.

Изменилась и комбинация приборной панели. В основные теперь «записался» датчик давления масла, а красная зона шкалы тахометра сместилась в сторону более высоких оборотов. Кроме того, на панели примостился маршрутный компьютер, появился кондиционер, а в рулевом колесе «засела» надувная подушка безопасности.

В купе заметно теснее, и в первую очередь отмечаешь нехватку пространства по высоте. Ведь к пологой крыше здесь добавился сдвижной люк.

Неудобство задних пассажиров скрашивают лишь две вещи. Боковые треугольные стекла могут немного приоткрываться — наподобие рыбьих жабр. Ведают этим процессом электроприводы, а клавиши управления расположены на самом «хвостике» центрального тоннеля — дотянуться до них могут и задние пассажиры, и сидящие спереди. Кроме того, передние сиденья имеют «память», и после того, как их сдвинули и сложили для прохода назад, они сами возвращаются в прежнее положение.

Так что купе — это не семейный автомобиль. Этот Боливар вынесет лишь двоих и прекрасно подойдет эгоистам и любителям острых ощущений. Эдакая клубничка...

ПОПРОБУЕМ?

На дороге хэтчбек подтвердил имидж удобного автомобиля для небольшой семьи. Его современный 90-сильный двигатель подкупает тяговитостью. Причем к норову мотора вовсе не надо приспосабливаться. Просто сел, завел — и поехал. Легкое трогание с места, не шибкий, но очень ровный разгон позволяют быстро добраться до высших передач и пользоваться в основном ими. Для любителей «отвязаться» эта машина вряд ли подойдет. Хэтчбек, конечно, тоже кое на что способен: после 4000 об/мин моторчик радует приятным «подхватом». Однако резервы силового агрегата не бесконечны: на 6000 об/мин срабатывает ограничитель оборотов.

Впрочем, 90-сильный вариант — далеко не единственная версия хэтчбека. На европейский рынок Renault поставляет несколько модификаций с бензиновыми и дизельными двигателями мощностью от 65 до 115 л. с.

Совсем иное дело — купе. Да еще в самом мощном варианте — с 2-литровым 150-сильным двигателем!

Ездить плавно и размеренно у нас как-то не получалось... Уже при трогании мотор так и просит некоторого избытка оборотов. Правда, рванув с места, желаемого удовольствия не получаешь, — первые две передачи заметно растянуты, а лихой «подхват» мотора начинается после 3500—4000 об/мин. Зато когда стрелка тахометра преодолевает этот рубеж, ты, наконец, понимаешь, что не зря уселся в эту машину. Переключаясь на следующую передачу в районе 6500 об/мин, сразу попадаешь в наиболее «активную» зону работы двигателя, и в ответ он «выстреливает» отличным ускорением. Помножьте это на басовитый рык «настроенного» выхлопа, и вы поймете, почему ездить с чувством, с толком, с расстановкой на этом автомобиле невозможно.

Впрочем, если отбросить всякие спортивные амбиции, можно передвигаться в пространстве спокойно и с достоинством, но тогда вы не раскусите главную изюминку, и купе превратится в безликую машину.

ТОРМОЗА

К работе тормозных систем претензий нет. Тормоза прекрасно справляются со своими задачами, обеспечивая и хэтчбеку, и купе отменное замедление. Разница лишь в том, что двухдверная машина оснащена антиблокировочной системой тормозов. Сблизило же машины неудобство, связанное с управлением степенью замедления. На наш взгляд, педаль тормоза слишком «мягкая» и требует довольно долгого привыкания. Подобная «женственность» реактивных усилий вряд ли оправдана.

УПРАВЛЯЕМОСТЬ

Хэтчбек завораживает мягкостью и эластичностью реакций на действия рулевым колесом. Автомобиль настолько понятен и удобен, что на первых порах прощаешь ему слишком активную работу сервоусилителя и некоторую вялость реакций на малых скоростях движения. С ростом скорости в характере машины появляется желаемая «острота». Правда, характер нарастания усилия в зависимости от угла поворота руля остается невыразительным, «на троечку». Именно это мешает полностью слиться с автомобилем.

Багажник купе скромнее, чем у хэтчбека (288 литров против 348),
и лишен возможности его трансформации для перевозки крупных предметов

А жаль! Тем более, что в остальном — все типтоп. Например, Megane отличается великолепной реакцией на изменение подачи топлива. Так, проехав на пределе несколько поворотов, мы подумали, что... руль здесь не главное! В напряженном вираже машина прекрасно рулится «газом» — главное правильно выбрать траекторию. Нажал на газ — и начал плавно смещаться наружу поворота, сбросил мгновенно занырнул внутрь. Быстрые и точные отклики машины на газ покоряют!

У Coupe «ездовые» данные отточены по первому (спортивному) разряду. Здесь уже не придерешься к нехватке реактивного действия или к слабой чувствительности к управлению. Это резвый и строгий автомобиль, не допускающий небрежного обращения. Поначалу с ним надо «на вы», и, лишь почувствовав машину до конца, начинаешь ловить кайф от управления.

И купе в повороте прекрасно рулится только «газом». Конечно, эта машина выполняет все команды охотнее, резче, но общие закономерности сохранились.

К сожалению, покрытия наших дорог — это ложка (бочка?) дегтя... Подвеска купе не всегда справляется с волнообразными неровностями в поворотах. На высоких скоростях это приводит к раскачке машины и траекторным рысканиям. В таких ситуациях главное — не переусердствовать со скоростью. Что касается плавности хода, то купе вряд ли покорит вас комфортом — и вы очень скоро с особой строгостью начнете оценивать качество работы дорожников на различных участках. Придется смириться с подробным повторением профиля дороги, встрясками на неровностях.

О хэтчбеке можно сказать прямо противоположное. Пересаживаясь в него из купе, мы почувствовали себя словно в большом автомобиле. Подвеска прекрасно проглатывает швы, стыки и прочую мелочь. Не страшны ей и пологие волны (они заявляют о себе лишь на скоростях свыше 120 км/ч). Еще бы подвеске побольше энергоемкости, чтобы сражаться с серьезными колдобинами, и было бы вообще отлично.

Задняя подвеска машин выполнена на продольных рычагах и поперечной балке. Упругий элемент — торсионы

Кстати, с подвеской связана одна интересная история, произошедшая с нашими коллегами из Франции. Журналисты из французских изданий L'Automobile и Auto Plus, тестировавшие первые предпродажные машины в декабре прошлого года и первые «товарные» автомобили в марте нынешнего, отметили следующее. Автомобиль проявил прогрессирующую нестабильность во время резкого торможения при быстром прохождении поворота. С Renault незамедлительно ответили, что такие тесты не входят в программу испытаний фирмы. Ответить ответили, а необходимые изменения в конструкцию задней подвески все же внесли (в частности, доработали амортизаторы и подняли на 10 мм заднюю часть кузова). Конечно, кому охота терпеть убытки изза таких мелочей? Зато теперь по итогам первой трети года Megane по числу продаж на родине занимает второе место после Renault Clio.

ШУМЫ И ВИБРАЦИИ

По большому счету, жаловаться не на что.

Основной источник шума в хэтчбеке — двигатель. Ближе к 4000 об/мин его звук становится неприятно дребезжащим, и бороться с этим можно лишь переходом на высшую передачу. Одновременно с этим звуком возникают и легкие резонансные колебания на рулевом колесе, педали сцепления и рычаге КПП. И все же эти «нащупанные» вибрации почти не раздражают водителя.

Оценивать шумность купе — занятие неблагодарное. Этот автомобиль создан для того, чтобы человек получал удовольствие от скорости, быстроты и точности реакций. И басовитый рык 150-сильного двигателя является обязательным участником этой программы, он помогает водителю лучше чувствовать машину и в полной мере вкусить радости езды на купе.

ВЕРДИКТ

Мы получили удовольствие. Небольшой Mcgane удался. Машина интересна как своей внешностью, так и содержанием. А акценты таковы.

Хэтчбек оригинален по дизайну, удобен в повседневном использовании и обладает интересными ездовыми особенностями, оставленными создателями на «сладкое» (то бишь на «быстрое»). В свою очередь, купе — неординарный автомобиль, способный достойно представить своего владельца в кругу друзей и доставить ему массу приятных минут общением «на высоких тонах».

Не последнюю роль в расстановке оценок играет и цена. Megane стоит примерно столько же, сколько Volkswagen Golf или Fiat Brava — основные конкуренты француза. Учитывая это обстоятельство, мы постараемся в ближайшее время подобрать этой пароч ке достойных конкурентов-однокласс ников и устроить сравнительный тест по полной программе.

С. ВОСКРЕСЕНСКИЙ М. КАДАКОВ