Renault Megane Scenic. Степень свободы

- Мы считаем, что RX4 обладает уникальным для европейского автомобиля сочетанием качеств, которые помещают его между небольшими минивзнами и компактными внедорожниками... Внезапно к словам француза из пресс-службы фирмы Renault примешивается протяжный, на одной ноте, напев муздзина: в Марракеше наступает время вечернего намаза. Впрочем, завораживающую своей монотонностью хвалу Аллаху придется послушать как-нибудь в другой раз. Ведь узнать, что думают про Scenic RX4 его создатели, а потом и прокатиться на этом первом и пока единственном в своем роде европейском однообъемном пол-ноприводнике можно именно здесь и сейчас, в Марокко.

Рено Меган Сценик

Фирма Renault и раньше внедрялась на полноприводную территорию. Например, Renault Espace первого поколения и Renault Safrane в разные годы выпускались в версии Quadra — с полным приводом через межосевой дифференциал, блокируемый вискомуфтой. А до 1993 года французы пытались через свою торговую сеть продавать внедорожники Jeep.

Кстати, уже сейчас готовится Scenic следующего поколения, который должен появиться через пару лет. Пока о новом автомобиле достоверно известно только то, что он будет выпускаться с двумя кузовами — «коротким» пятиместным и «длинным» семиместным (полноразмерный минивэн Renault Espace уже давно имеет длиннобазную версию Grand Espace). Таким образом Renault хочет привлечь внимание тех покупателей, которые сейчас выбирают шестиместный Fiat Muttipla или семиместный Opel Zafira. Но о том, будет ли следующий Scenic иметь полноприводную версию, Renault пока хранит молчание.

А вот футуристический Renault Avantime, который должен появиться к сентябрю этого года, точно не будет оснащаться полноприводной трансмиссией, А жаль — привод на все колеса отнюдь не помешал бы этому полуфантастическому однообъ-емному спорткупе, став отличным дополнением к его мощному мотору V6 и шестиступенчатой механической коробке передач.

Но теперь французы не исключают, что скоро может появиться полноприводная версия коммерческого «каблучка» Renault Kangoo — как ответ на Peugeot Partner 4x4, который уже год выпускается малыми сериями специализированным ателье Dangel, Однако полноприводный Kangoo вряд ли будет оснащен такой же трансмиссией с вискомуфтой от Steyr-Daimler-Puch, что и Scenic RX4. «Теперь мы намерены использовать трансмиссионные технологии, наработанные нашими японскими коллегами из фирмы Nissan», — резонно заметили французы.

Когда, выслушав объяснения пресс-службы Renault, я вышел на свежий воздух и увидел «живой» Scenic RX4, первым делом почему-то вспомнил... спортивные ботинки Ессо — зелено-черные, сшитые из непромокаемого и прочного гортекса, с мощной рифленой подошвой и высокой шнуровкой. Каждую осень, останавливаясь перед витриной обувного магазина, я отмечаю про себя — вот что нужно для московских грязных и слякотных зим!

полноприводный рено меган сценик

Scenic RX4 снаружи кажется таким же универсально-выносливым. Широкие внедорожные 16-дюймовые шины Michelin 4x4, внушительного вида черные бамперы и пластиковая «броня» по кругу на всех четырех дверях, металлическая пластина под картером двигателя, «запаска»» в пластиковом чехле, висящая за задней дверью... Весь этот антураж придает мини-вэну совершенно другой вид — теперь это настоящий SUV, Sport Utility Vehicle!

Внутри полноприводный Megane Scenic тоже напоминает хорошую обувь, сшитую «по ноге». Уютно, просторно. Два «бардачка» на передней панели, откидные столики на спинках передних кресел, закрытые крышками контейнеры под ногами задних пассажиров, складные задние сиденья — и совершенно ровный пол. Все впору! Даже удобнее, чем в салоне переднеприводного Сценика, — у водительского кресла появился широкий подлокотник. Правда, задняя дверь теперь не подъемная, а открывается вбок, причем в два приема. С первым нажатием на кнопку дверной ручки откидывается вверх стекло, а со вторым — срабатывает замок двери.

Решение это вынужденное — дверь, на которой висит полноразмерная «запаска», получилась очень тяжелой, и конструкторам пришлось переносить петли на боковую стойку и усиливать для этого проем кузова. А под полом багажника, в котором осталась лишь небольшая выштам-повка для домкрата и набора инструментов, теперь скрывается совершенно новая подвеска — не компактная торсионная, как у переднеприводных машин, а полностью независимая, на пружинах и косых треугольных рычагах. И все это для того, чтобы вписать сюда задний дифференциал и сблокированную с ним ви-скомуфту, через которую и приводятся задние колеса.

Но хороши те ботинки, которые удобны при ходьбе, — и зеленый Scenic RX4 выезжает на улицы Марракеша, вливаясь в пестрый поток потрепанных 123-х Мерседесов-такси, старых мопедов и повозок, под завязку загруженных знаменитыми марокканскими апельсинами.

Под капотом, чуть подзуживая рукоятку коробки передач и педаль сцепления, работает 140-сильный бензиновый двигатель F4R с изменяемыми фазами газораспределения. Хорош мотор — бодро и ровно раскручивается до максимальных 5600 об/мин. Правда, сочетание моментной характеристики двигателя и передаточных чисел трансмиссии таково, что на малых оборотах разгон тяжелой машины идет с ленцой, а для уверенного трога-ния с места приходится поднимать стрелку тахометра до 2000 об/мин. А если «крутить» мотор, то динамика будет хорошей, но придется выслушивать назойливую и не особенно музыкальную песню, доносящуюся из-под капота. Поэтому Scenic RX4 настраивает на умеренно-быстрый стиль езды — на нем лучше всего «поспешать не торопясь», удерживая стрелку тахометра в середине шкалы.

приборная панель

Белые шкалы приборов отличают салон двухлитровой версии

встроенный холодильник

Теперь во всех Сцениках с кондиционером есть такой охлаждаемый бокс.
Под передними сиденьями — удобные ящички для мелочей

В таком режиме полноприводный Scenic доставляет водителю истинное удовольствие. Высокая и весьма удобная посадка — по высоте можно отрегулировать и руль, и оба передних кресла. Четкое, что особенно приятно при таком довольно длинном рычаге коробки, переключение передач. В поворотах — в меру упругая баранка, неплохие реакции машины без заметных запаздываний, небольшие крены. И плавность хода хороша! Всю дорожную «мелочь» успешно гасят высокопрофильные шины, а доработанная подвеска успешно борется с раскачкой кузова и не допускает тряски на колдобинах.

габариты

Технические характеристики Renault Megane Scenic RX4 2.0 16V

Двигатель бензиновый, с распределенным впрыском топлива
Расположение спереди, поперечно
Число и расположение цилиндров 4, в ряд
Рабочий объем, куб. см 1998
Число клапанов 16
Степень сжатия 9,8
Максимальная мощность, кВт/л. с./об/мин 102/140/5500
Максимальный крутящий момент, Нм/об/мин 188/3750
Шины 215/65 R16
Минимальный диаметр разворота, м 11,4
Снаряженная масса, кг 1465
Полная масса, кг 1990
Привод полный, с вискомуфтой в приводе задних колес
Коробка передач механическая, 5-ступенчатая
Максимальная скорость, км/ч 180
Время разгона 0—100 км/ч, с 11,8:
Расход топлива, л/100 км
- городской цикл 11,9
- загородный цикл 8,2
- смешанный цикл 9,5
Емкость топливного бака, л 60

Правда, кроме шума от двигателя, из общего звукового фона очень рано, на 60—70 км/ч, начинает выделяться свист ветра в зоне больших наружных зеркал, которыми оснащен полноприводный Scenic. Зато мишленовские «универсальные» шины оказались довольно тихими. А задний мост — и вовсе бесшумным. И только внимательно прислушавшись, можно было уловить характерное трансмиссионное подвывание при торможении двигателем.

Но это на дороге. А если съехать с асфальта? Ведь именно для этого Scenic RX4 вынужден постоянно «возить» с собой дополнительные 175 кг снаряженной массы...

Нитки колеи уводят куда-то в глубь марокканской равнины. Кругом песок, мелкие камни и редкие кустики. Газ в пол, и — вперед!

Передние колеса под полной тягой буксуют на присыпанной камешками африканской земле почти целую секунду. А потом, наконец, срабатывает вискомуфта. Пробуксовка прекращается, двигатель немного «притухает», и Scenic RX4 начинает интенсивный разгон, словно на асфальте — уже с полным приводом!

Конечно, межосевая вискомуфта — решение не самое современное, и заметные запаздывания отнюдь не служат улучшению управляемости и повышению проходимости. Ведь, например, при старте на сыпучем грунте за ту секунду, пока они будут буксовать, передние колеса успеют «закопаться» в песок...

Зато подвеска здесь хороша безо всяких натяжек — достаточно комфортабельная на асфальте, она отлично работает и на бездорожье, смягчая тряску и удары. Проглядел высохшее русло ручейка, идущее наперерез колее, не успел погасить скорость — не беда. Пусть подвеска сработает до буферов сжатия, но даже при пробое удар на кузов будет передаваться мягко и округло.

Впрочем, это пока только цветочки — по такому «внедорожью» марокканские берберы ездят на обычных легковушках. Поэтому полноприводный Scenic покидает накатанную колею. Вперед, на штурм косогоров!

Конечно, кузов здесь усилен, но при больших ходах подвески все же «дышит», поскрипывает пластиковыми панелями отделки. Однако большой дорожный просвет (21 см, лишь немногим меньше, чем у Нивы) и малые свесы помогают полноприводному минивэну переваливать через небольшие холмики не хуже иного «паркетного» внедорожника! А вискомуфта в паре с электронной имитацией блокировки переднего межколесного дифференциала, подтормаживающей переднее буксующее колесо, «вытягивают» RX4 даже при диагональном вывешивании колес.

Неплохо! Вот только паленым сцеплением попахивает — нехватка крутящего момента «на низах» оказывается в сложных дорожных условиях еще заметнее, чем при обычной езде. Приходится раскручивать мотор и «подыгрывать» сцеплением. Эх, сюда бы понижающую передачу или высокомомент-ный дизель... Но отсутствие демультипликатора на таких машинах оправдано — ведь наверняка Scenic RX4 более 90% времени будет проводить на асфальте. А что касается другого двигателя, то к осени этого года под капотом полноприводных минивэнов появится новый 1,9-литровый турбодизель мощностью 105 л. с. с непосредственным впрыском и системой common rail, на редкость тихий и очень тяговитый. Может быть, с ним преодолевать бездорожье будет проще?

Когда пришло время расставаться с машиной, я выключил зажигание и попытался просуммировать свои впечатления. Да, полноприводный минивэн тяжелее и на 37 см длиннее, чем обычный Scenic. Да, расход топлива выше — судя по показаниям бортового компьютера, на небольшой 100-километровый пробег (включавший, впрочем, и внедорожные упражнения, и резкие ускорения «в пол» на асфальте) двухлитровому мотору потребовалось более 16 литров топлива. Зато имплантация полноприводной трансмиссии не ухудшила комфорта и ездовых свойств машины. И теперь ко всем своим многочисленным достоинствам Scenic прибавил еще одно, очень важное для России — дополнительную, «внедорожную» степень свободы. На такой машине я буду избавлен от опасности застрять в неглубоком снегу и без труда смогу преодолеть несколько километров раскисшего по весне проселка. И даже в городе высокий клиренс, мощные шины и усиленная подвеска позволят не бояться высоких бордюров или глубоких выбоин. Точь-в-точь как те ботинки Ессо — дорогие и удобные, но в которых не жаль пройтись по грязи...

Впрочем, европейским покупателям эта дополнительная степень свободы обойдется не так дорого — например, на французском рынке Renault Megane Scenic RX4 с двухлитровым мотором стоит от $23000, что примерно на $2300 дороже моноприводной версии. Сколько будет стоить полноприводный Scenic у нас, пока неизвестно. Но как только RX4 появится в салонах дилеров, мы обязательно возьмем его на тест и сравним с... С чем? Среди «европейцев» таких полноприводных минивэ-нов, базирующихся на соответствующих платформах гольф-класса, нет. В Японии однообъемни-ков этого класса с колесной формулой 4x4 немало, но все они «дорожные», с обычным клиренсом. Пожалуй, ближе всего Subaru Forester, но к минивэнам его уж точно не отнесешь.

Вот и выходит, что пресс-атташе Renault был прав — Scenic RX4 вновь создал прецедент на европейском автомобильном рынке! Нынче из каждых 1800 минивэнов, что ежедневно сходят с конвейера французского сборочного предприятия Renault в Дуэ, 200 — полноприводные. А скоро выпуск RX4 начнет и бразильский завод имени Айртона Сенны в Куритибе. Так что не исключено, что Scenic RX4 повторит успех своего моноприводного собрата, который за четыре года успел разойтись почти миллионным тиражом. И тоже станет законодателем жанра — объектом для подражания...

Л. ГОЛОВАНОВ


Ход подвески у полноприводного минивэна, увы невелик, но выбираться из таких ситуаций помогоют виско-муфта и электронная имитация блокировки переднего межколесного дифференциала.

Чтобы имплантировать в Renault Меgane Scenic полноприводную трансмиссию и увеличить дорожный просвет, и спереди, и сзади пришлось применить мощные стальные подрамники. На переднем смонтированы силовой агрегат и подвеска — по-прежнему McPherson, но с иными пружинами, амортизаторами и более жестким стабилизатором поперечной устойчивости. А на заднем подрамнике установлена новая независимая подвеска на пружинах и косых треугольных рычагах. Дорожный просвет полноприводного минивэна увеличился на 9 см, а высота автомобиля — на 12 см.

подвеска рено меган сценик

Разработку полноприводной трансмиссии инженеры Renault вели совместно с известной австрийской фирмой Steyr-Daimler-Puch, а узлы выпускаются специализированной фирмой GKN. В стандартную коробку передач переднеприводного минивэна был добавлен узел отбора мощности, откуда вращение через вискомуфту и межколесный дифференциал передается на задние колеса.

рено меган сценик в разрезе

Пока передние колеса не буксуют, на задние передается только 5% крутящего момента. Но при пробуксовке передних колес пакеты ведущих и ведомых дисков внутри вискомуфты начинают вращаться с разной скоростью, и это вызывает изменение свойств силиконовой жидкости, которая препятствует проскальзыванию дисков. В результате крутящий момент будет передаваться на задние колеса до тех пор, пока пробуксовка не прекратится.

Что касается других технических особенностей полноприводного минивэна, то стоит упомянуть дисковые тормоза на всех четырех колесах, АБС и электронную систему распределения тормозного усилия на передних и задних колесах.









Электрооборудование
Предохранители и реле
Электросхемы
Аккумулятор
Генератор
Шкив генератора
Стартер
Катушки зажигания
Автоматическое включение наружного света
Фары (галоген)
Регулировка света фар (галоген)
Замена ламп фар(галоген)
Противотуманки
Переключатель корректора фар
Корректор фар
Фары (ксенон)
Замена ламп (ксенон)
ЭБУ ксеноновых фар
Датчики высоты корректора фар
Задние фонари
Верхний стоп-сигнал
Внутреннее освещение
Плафон салона
Подсветка зеркала
Освещение порогов двери
Антенны запуска двигателя и открывания дверей
Электродвигатель замка топливного бака
Электропроводка в крыше
Предупреждающие сигналы
Щиток приборов
Приборная панель
Подрулевые переключатели
Выключатель аварийки и замка
Датчик наружной температуры
Стеклоочистители
Механизм очистителя лобового стекла
Электродвигатель лобового стеклоочистителя
Стеклоомыватель
Насос стеклоомывателя
Аудиоколонки
Электростеклоподъёмники
Электродвигатель люка крыши
Блок предохранителей и реле в салоне (260)
РЕЛЕ и блоки
ЦЭКБС (645)
Блок защиты и коммутации (1337)
Блок предохранителей цепей питания (777)
Места подключения "массы"
Диагностическая информация