Вибрации при движении автомобиля
Вибрации вызываются последовательностью импульсов. В случае вибраций, связанных со скоростью движения, эти импульсы генерируются дисбалансом какого-либо элемента, вращающегося вместе с колесом, который передается на соответствующую подвеску колес. Частота этих импульсов меняется со скоростью движения. Обычно они гасятся благодаря специального подобранной конструкции элементов и опор подвески, кроме вибраций строго определенной частоты «собственных колебаний подвески», которые зависят от ее продольной жесткости. Моменты возникновения собственных колебаний передней и задней подвесок обычно сильно отличаются и их можно выразить через скорость движения, поскольку «радиус качения» колес не меняется. |
Число импульсов за один оборот колеса – это отношение между моментом возникновения собственных колебаний соответствующей подвески, выраженным через скорость движения, и скоростью движения в момент возникновения вибраций (см. таблицу возникновения собственных колебаний передней и задней подвесок автомобилей, которых касается настоящая Техническая нота). |
Существует два вида дисбаланса. |
– Неуравновешенность: дисбаланс масс = один импульс на оборот колеса. |
– Радиальное биение: геометрическая деформация = один или несколько импульсов на оборот колеса. |
Вибрации возникают на следующих узлах и деталях: |
– вращающиеся элементы (шины, диски колес, декоративные колпаки колес, тормозные механизмы, валы привода колес, полая полуосевая шестерня дифференциала открытого типа МКП); |
– демпфирующие элементы (амортизаторы, крепления и/или демпфирующие элементы подвески, подрамника, реечного рулевого механизма, рулевой колонки, сидений и т.д.). |
Возможные причины дисбаланса
Определение источника вибраций
Определение источника вибраций также является элементом диагностики, однако он не систематизирован. Вибрации передаются через подвеску и далее через поворотный кулак (центр вращения). Затем их «путь» (или «функция передачи») зависит от энергии вибраций, характера связей между деталями (затяжки креплений, состояния виброгасящих элементов и т.д.), их жесткости или от различных возможных компонентов импульсов, вызывающих вибрации. |
Можно допустить, что в большинстве случаев передачи вибраций на рулевое колесо они исходят от передней подвески и передаются через рулевое управление. Но и это не является абсолютно универсальным правилом. Причиной вибраций рулевого колеса могут быть некоторые очень специфические дефекты шин задних колес. |
Вибрации вызываются последовательностью импульсов (ударов), идущих от элементов, вращающихся вместе с колесом. Вибрации вызываются причинами двух видов: |
– один импульс на оборот колеса. |
Передняя и задняя подвески обладают характеристиками, на основе которых проводится диагностика. |
Они гасят вибрации, кроме тех, которые имеют частоту «собственных колебаний». |
Момент возникновения собственных колебаний подвески зависит от ее продольной жесткости. Частота колебаний обусловлена скоростью движения автомобиля. Моменты возникновения собственных колебаний передней и задней подвесок отличаются один от другого. |
Диагностика вибраций позволяет определить, от какой подвески (передней или задней) они исходят, и, в особенности, определить число импульсов за оборот колеса. Эти исходные диагностические данные служат ориентиром для выбора необходимого технического вмешательства. Поэтому важно получить эти данные от владельца или же выполнить дорожное испытание. |
Величина дисбаланса, необходимая для создания ощутимых вибраций, составляет около: |
– 20 г для колес (шины на 15-дюймовом диске); |
– 100 г для тормозного диска или барабана; |
– 500 г для ступицы колеса; |
– 1,16 кг для вала привода колеса. |
Некоторые виды вибраций, вызываемых работой двигателя, можно принять за вибрации, связанные со скоростью движения. В этом случае появление вибрации связано скорее всего с оборотами или нагрузкой двигателя. Убедиться в этом позволяет только воспроизведение неисправности при соответствующей проверке. |
|
|
Особые случаи возникновения вибраций
Возможной причиной вибраций является дефект конструкции шин. Такой дефект внешне незаметен. Для его выявления необходимо выполнить соответствующую проверку. |
При наличии дефекта конструкции шины на колесо обычно устанавливают балансировочные грузики большой массы (50 г и более на одной стороне диска колеса). |
|
|
«Затвердевание» амортизаторов подвески. |
Встречаются случаи возникновения «вибраций» только на дорогах с особо гладким покрытием (на автострадах или новых полосах скоростного движения). Трение в амортизаторах в сочетании с жесткой подвеской может вызывать подскоки, сходные с вибрацией. Это явление прекращается в обычных условиях движения (при обычном маневре обгона, на более шероховатом покрытии дороги и т.д.). |
Проверьте моменты затяжки резьбовых соединений и состояние подвесок. После установки новых деталей или на новом автомобиле это явление постепенно исчезает по мере «притирки» деталей. |
Чрезмерное давление в шинах колес. |
При перекаченных шинах возникает явление отскока, которое можно принять за вибрации. |
Скорость возникновения собственных колебаний подвесок
* Мegane II 5- и 3-дверный хэтчбек, седан, универсал и кабриолет. |